Проект «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера»
Дата добавления: 2013-12-18 0 просмотров

Авторы проекта:

Донская М.С., зав. лаб. РЦЭТАО
Миронова Л.Н., п.д.о. РЦЭТАО

2011 г.

Обоснование проекта.

  В Республике Саха (Якутия) в  связи с интенсивным развитием промышленного сектора экономики,  направленного на активное освоение природных ресурсов, остро встает вопрос формирования общественного экологического сознания и экологической культуры природопользования, повышения уровня информированности молодого поколения  через экологическое образование и просвещение.

Природа  Якутии, расположенной на севере-востоке Восточной Сибири,   отличается своей   уникальностью. Огромная площадь республики в сочетании с очень низкой плотностью населения позволяют сохранять в первозданном виде целые природные комплексы. На Якутию приходится 10% нетронутого ландшафта всего мира, а потому она играет крайне важную стабилизирующую роль для устойчивого биологического развития планеты. Почти вся территория Якутии представляет  собой зону сплошной вечной мерзлоты, где представлены  разнообразные природные ландшафты тундры, лесотундры, арктической пустыни, тайги.   Здесь находится бесчисленное количество рек и озер, а Лена является одной из десяти величайших рек мира, и некоторые из ее притоков являются многоводнее ряда знаменитых европейских рек.   Среди уникальных водных объектов встречаются наледи (по якутски – тарыны). Самая мощная в мире наледь – Улахан Тарын расположена на реке Индигирка и  достигает в иные годы 72 км в длину.

Многочисленные экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего,  социально – экономическими факторами  происходят по вине человека и   в ближайшем будущем  лягут тяжким бременем на плечи сегодняшних школьников.  Их решение  будет невозможно без качественного изменения экологической культуры   населения, где главную роль должно сыграть экологическое образование школьников.  Современные выпускники должны  уметь понимать и видеть  прямые и обратные связи  развития и взаимодействия любых  экологических систем, прогнозировать и  планировать  возникающие при этом противоречия и проблемы.

Развитие экологической компетентности с позиции деятельностного подхода  затрагивает  не только рамки предметов естественнонаучного цикла, но и математики, литературы, обществоведения, экономики, технологии, а также предусматривает широкое развитие системы дополнительного  экологического   образования.  Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер. При этом  предусматривается  изучение моделей контроля и оценки поведения человека с разных точек  зрения, а также   соединение экологических знаний с собственным опытом учащихся и постановку их в субъектную позицию в природоориентированной деятельности.

В Республике Саха /Якутия/ в настоящее время создана системы экологического образования и просвещения, для успешного функционирования которой разработана и действует нормативно-правовая база:  «Концепция экологического образования и просвещения» (1995), «Государственная экологическая политика»(1996), принятый 2005году Закон «Об экологическом образовании и просвещении» и Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещений в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года (2008).

Цель проекта: формирование у школьников экологической компетентности через организацию условий по развитию практических действий по решению экологических проблем природопользования и охраны  уникальной  северной природы.

Задачи:

1.Организация повышения профессионального научно-методического уровня молодых педагогов;
2.Привлечение учащихся к научно-исследовательской и практической  работе;
3.Активизация деятельности школьников в пропаганде современных идей охраны природы.
Участники проекта: учащиеся   и молодые учителя школ республики.
Сроки реализации проекта:  С января 2011г по июнь 2014г.

Планирование  реализации проекта.

Содержание работы Дата Виды деятельности

Первый этап. Организационный.

1.  Ознакомление с содержанием работы по проекту  молодых учителей биологии, географии, химии, экологии. январь2011г. Оповещение улусных управлений образования о действующем  проекте.
2. Семинар для молодых учителей «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера: прикладные экологические исследования» март2011г. Ознакомление с экологическими проблемами в Республике Саха (Я), определение методов изучения природных экосистем, работа в лабораториях НИИ г. Якутска, актовые лекции ведущих специалистов ученых  Северо-восточного федерального университета  им М.К. Аммосова, ИБПК СО РАН, ИМ СО РАН, ИПКРО.

Второй этап. Образовательный и практический.

3. Юниорский  лесной  конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам «Подрост» Январь Привлечение внимания школьников к работе по изучению лесных экосистем и практической природоохранной деятельности. Оценка и экспертиза научно-исследовательских работ и проектов.
4.  Региональный этап всероссийского конкурса водных проектов старшеклассников Февраль Организация и проведение независимого общественного творческого  конкурса. Оценка и экспертиза научно-исследовательских работ   в сфере охраны и восстановления  водных ресурсов и поощрение инновационной проектной деятельности учащихся школ республики.
5.  Республиканская НПК юных экологов 22-23марта2011г.

2013г.

Проверка практических умений и навыков ведения школьниками самостоятельной учебно-исследовательской работы. Активизация деятельности образовательных учреждений в сфере дополнительного образования детей, по привлечению обучающихся к изучению и сохранению окружающей среды и направленной на решение проблемы воспитания экологической культуры.Изучение окружающей среды- как отдельных объектов живой и неживой природы, так и экосистем в целом.Выявление экологических проблем, существующих в республике и практическое участие обучающихся в их решении.

Обмен опытом работы и становление творческих контактов между обучающимися и педагогами.

6.  Республиканская НПК юных краеведов. 25-26марта 2011г.2013г. Оценка и экспертиза научно-исследовательских проектов по краеведению. Вовлечение школьников в научные исследования.
7. Республиканская  экологическая  акция «Природа и мы» март – сентябрь Активизация  школьников республики на участие в  практических мероприятиях в рамках  проведения акции.
8. Научно-методический семинар для молодых учителей: «Растения Якутии: интродукция» 28-30 марта 2011г. Цикл  образовательных лекций по интродукции растений, практические занятия по  ведению  работы со школьниками, консультации по проведенным исследованиям, подготовка работ учащихся  к выступлениям. Практические занятия в лабораториях  научно-академических институтов.
9. Научно-методический семинар для молодых учителей: «Растения Якутии: лесная наука» Март 2012г. Цикл образовательных лекций  по мерзлотному  лесоведению, дендрологии,  биоразнообразии лесных экосистем, лесной энтомологии, школьному лесничеству.
10. Научно-методический семинары для молодых учителей: «Растения Якутии: биоразнообразие»«Растение Якутии: интродукция» Март 2013г. 

Март

2014г.

Цикл образовательных лекций по биоразнообразии. 

Цикл образовательных лекций по интродукции лесных растений.

11.  Республиканский конкурс детских рисунков и плакатов «Берегите лес от пожаров» Май 2011г.-2014гг Создание оригинальной наглядной агитации по эскизам участников конкурса. Активизация деятельности школьников в пропаганде современных идей охраны природы.
12. Республиканский конкурс рисунков и плакатов «Дети Республики Саха (Якутия) в защиту родной природы» Апрельежегодно Активизация  пропаганды современных идей охраны природы.
13. Республиканский конкурс детских краеведческих объединений «Возрождение Севера в руках юных краеведов» Апрель – майежегодно Создание  условий для формирования  детских краеведческих объединений.
14. Региональный этап всероссийского экологического форума «Зеленая планета» Апрельежегодно  Воспитание у детей бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия и формирование у юных жителей республики экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.Фоторепортажи об экологической социально-полезной деятельности детских коллективов, литературный конкурс о красоте   и экологических проблемах родного края.
15. Установочный  семинар «Подготовка к  республиканской научно-образовательной экологической экспедиции «Три реки» Май   Организация экспедиции, разработка плана ведения экспедиционных работ, определение объема работ, подбор методик исследований.
16. Однодневные экспедиции  в пригородные леса г. Якутска  Июньежегодно Проведение геоботанических, дендрологических, микопатологических, энтомологических исследования лесных экосистем
17. Экологические экскурсии в Городской парк культуры и отдыха г. Якутска Июньежегодно Экологическая оценка состояния  природного комплекса парка.
18. Республиканская  научно-образовательная экологическая экспедиция «Три реки» в местности с. Мегино-Алдан Томпонского района.   июнь  2011г.  Комплексная  оценка экологического состояния  природных экосистем  рек  Алдана, Амги и Томпо в Томпонском районе.  Проведение геоботанических, дендрологических,  энтомологических, гидрохимических, гидробиологических, почвенных  исследований.
19. Республиканская научно-образовательная экспедиция в национальный природный парк «Ленские столбы» Июнь 2012г Проведение геоботанических, дендрологических,  энтомологических, гидрохимических, гидробиологических, почвенных  исследований местности Буотама национального природного парка «Ленские столбы».
20. Итоговая научно-практическая конференция по результатам экспедиции Июнь 2011г. Составление и защита исследовательских проектов по экологическому состоянию с. Мегино-Алдан и разработка рекомендаций по охране рек и озер.  Доведение  результатов экспедиционного изучения  до   местного населения.
21. Летняя очная  сессия  республиканской  очно-заочной экологической школы в с. Антоновка, Нюрбинского района Июль2011г. Комплексная оценка природных лесных массивов  на территории села и его окрестностей.Консультации по   работе школьного лесничества.
22. Участие в проводимых республиканских научно-практических конференциях по экологической направленности В т.г. Представление и защита исследовательских проектов школьников.

23.

Подготовка экологических научно – исследовательских и практических проектов школьников

Август – ноябрь

Камеральная обработка  исследовательского материала, написание научно-исследовательских и практических  работ и проектов.

24.

Участие в Государственной олимпиаде школьников по экологии, конференциях, конкурсах

Ноябрь – май

Представление и защита собственных идей по  оценке   состояния  экосистем и разработка мер по их охране.

III. Заключительный

25.

 Республиканский экологический форум школьников «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера» Март2014г.  Распространение экологических идей подрастающего поколения и привлечение внимания  к экологическим проблемам хрупкой природы Севера

Этапы реализации проекта.
I. Организационный – январь 2011г.
II.Образовательный и практический  – с января 2011г  по  июнь 2014г.
III.Заключительный -   март 2014г.

Оценка эффективности проекта.
1.Активное участие школьников и учителей в работе проекта.
2.Разработка исследовательских  и практических экологических проектов и научных работ.
3.Результаты участия школьников в конкурсах и научно-практических конференциях по экологической направленности.

 Ожидаемые результаты проекта.
-Расширение географии практического экологического образования школьников в республике по изучению природных  объектов с целью выявления экологических проблем и выработки практических рекомендаций по их решению.
-Привлечение общественности республики к  экологическим проблемам природных экосистем.
-Защита экологических идей школьников  на научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах.

Перспективы реализации проекта.

Реализация  проекта «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера» будет способствовать активному привлечению внимания молодого поколения республики  к экологическим проблемам Крайнего Севера и выработки   современных научных подходов к охране  и  решает социальные и экологические задачи:

1.Геоботаническое исследование  окрестностей с. Мегино-Алдан Томпонского района и пригородов г.Якутска, местности Буотама национального природного парка «Ленские столбы».
2.Гидробиологическое исследование озер Хатыыстаах, Сибиттэлээх с. Мегино-Алдан Томпонского района.
1.Составление  гидрохимической  характеристики рек Алдан и Амга.
2. Рекомендации по охране рек, озер, окружающей среды.
3.Расширение познания школьников по взаимосвязям природных, экологических, экономических аспектов окружающей среды и научились видеть и выявлять противоречия и проблемы при их изменении.

Заключительные положения.

            Вовлечение подрастающего поколения в реальное участие  в изучение местных природных экосистем, выявление экологических  проблем и поиск путей их решения будет способствовать формированию у них общественного экологического сознания и экологической  культуры природопользования. Сформированная экологическая компетентность школьников -  главный  результат экологического образования и ее следует трактовать как образовательную ценность, которая изменит общую парадигму  образования.

Содержание проекта включает обучение учащихся действиям, направленных на социальное партнерство, формирует умение работать в команде, совместно решать взаимосвязанные экологические, экономические и социальные проблемы, прежде всего на уровне местного сообщества. Проект эффективен привлечением школьников и молодых учителей к природоохранной деятельности, исследовательской работе, возможностью участия школьников в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней.

Комментарии

Добавить