П Р О Е К Т «ШКОЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»
Дата добавления: 2013-12-18 0 просмотров

Автор:

Данилова Светлана Семеновна,
директор ГАОУ ДОД РС (Я)
«Республиканский центр экологии туризма
и агротехнологического образования»

Якутск – 2012 г.

Обоснование

 

Школьные площадки экологической среды создаются при образовательных учреждениях на базе существующих объединений, клубов, общественных организаций экологической направленности, с целью объединения усилий, создания благоприятных условий для практического внедрения экологического воспитания, образования, просвещения подрастающего поколения.

Школьная экологическая площадка должна рассматриваться как:
- важнейшая составляющая образовательного социокультурного пространства;
- фактор мотивированного образования, воспитания и творческого развития детей и молодежи, за рамками основного образования.

Экоплощадка должна стать центром, позволяющим школьнику приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, личностно.

При рациональной организации деятельности площадки, выстроенной на социо-культурных особенностях места проживания, традициях и условиях школы, социально-педагогическая деятельность в содержательно-технологическом плане школы, достигнет нового качественного уровня.  Эффективное внедрение дополнительного образования детей, интеграция общего и дополнительного образования будут способствовать:

- повышению воспитывающего характера обучения и  образовательного эффекта воспитания;
- созданию в образовательных учреждениях эффективных гуманистических воспитательных систем;
- развертыванию клубной, досуговой, любительской деятельности детей в образовательных учреждениях;
- поддержке и стимулированию инициативных детских и молодежных объединений, форм детского самоуправления;
- введению дополнительных образовательных программ в рамках школьного компонента, направленных на раннее профессиональное и личностное самоопределение детей, повышающих конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения на рынке труда и способствующих его успешной социализации.

Предполагаемая структура школьных площадок экологической среды:

- кружки по экологической азбуке, игровой экологии, экологическому минимуму для младших школьников;
- элективные курсы, факультативы, экологические общественные организации;
- школьные лесничества;
- экологические тропы;
- учительские скверы;
- особо охраняемые территории, закрепленные за образовательным учреждением;
- клубы “Юные друзья природы”, “Голубые патрули”, “Зеленые береты” и.т.д.
- тематические лаборатории учебно-исследовательской направленности;
- учебные кабинеты профильных предметов;
- оранжереи, тепличные и другие постройки для растениеводства;
- полигон инновационной экологии.

Деятельность школьных площадок экологической среды в республике координируется центральной площадкой экологической среды, функционирующей при республиканском центре экологии, туризма и агротехнологического образования. Для достижения высокой результативности создаваемых структур при РЦЭТАО предусмотрена совместная деятельность профильных академических учебных заведений, научно-исследовательских институтов, общественных организаций, ведомств в формате Совета Союза сторонников здорового образа жизни, любителей Природы, экологического комфорта и передовых инноваций. С целью организации реальной практической помощи в создании площадок в муниципальных образованиях будут задействованы районные (улусные) комитеты охраны природы, районные лесные хозяйства в рамках соглашения о совместной деятельности между Министерством охраны природы РС (Я) и ГАОУ ДОД РС (Я) РЦЭТАО.

Цели и задачи:

Цель Проекта – развитие дополнительного экологического образования детей в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности, в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

  1. Создание новой сети (оптимизированной модели) экологического образования и воспитания детей и молодежи, с усилением социально-педагогической направленности в содержании деятельности общеобразовательных школ, в рамках мероприятий модернизации образования.
  2. Грамотное использование дополнительных образовательных услуг, с учетом специфики которых, оперативно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям общества.
  3. Проведение экспериментальных испытаний педагогической целесообразности создания ШПЭСов, как модели гибкой образовательной структуры, обладающей способностью к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями общества.
  4. Систематизация социально-педагогических основ деятельности образовательных учреждений, предусмотренной в стратегии развития образования по осуществлению комплекса мер, связанных с теоретико-методологическим осмыслением парадигмы социального воспитания детей.
  5. Разработка и реализация инновационных образовательных программ экологического образования детей, включающих гуманитарное содержание, учитывающее национальные и общечеловеческие ценности.

 

Функционирование ШПЭСов при общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном экологическом образовании, организуемом в общеобразовательном учреждении;
- выявление оптимального варианта в определении содержания экологического образования, его форм и методов работы с обучающимися общеобразовательного учреждения с учетом возраста обучающихся, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
- расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.

Ценностные  приоритеты Проекта

В Концепции модернизации российской системы образования определено, что дополнительное образование детей остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Ценностные  приоритеты Проекта:

- формирование условий для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего развивающее экологическое образование, при котором приоритетом ставится развитие личности ребенка, его познавательных, физических, творческих способностей;
- доступность и открытость дополнительного образования;
- демократизация образовательного процесса;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- воспитание самостоятельности в развитии личности, способствующей достижению принципов самоактуализации;
- обеспечение стремления ребенка к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей и способностей;
- научно-методическое обеспечение: создание дополнительных образовательных программ нового поколения.

Этапы развития (организационный, внедренческий периоды)

Школьные площадки экологической среды, при грамотной их организации, станут привлекательной территорией творчества не только учащихся, увлеченных экологией. Площадка должна стать информационно-познавательным, учебно-исследовательским, опытническим, нововведенческим центром экологического просвещения, воспитания, образования школьников.

Стартовые мероприятия:

1.Назначить ответственного по созданию и дальнейшему функционированию площадки, исходя из:
- подготовленности педагогического работника по предстоящим видам деятельности;
- организаторских способностей;
- опыта работы по взаимодействию с другими организациями, ведомствами.
2. Создать методическую службу, способную оказать:
- научно-методическое сопровождение информационной, издательской, исследовательской, программно-проектной, экспертной функций площадки;
- методическую помощь педагогам в организации и проведении опытно-экспериментальной работы;
- методический анализ состояния образовательного процесса и воспитательной работы по направлениям деятельности площадки.

В структуру методической службы площадки могут входить: методические объединения учителей естественного цикла, педагогические мастерские, тематические и творческие лаборатории, наркопосты, группа психологического мониторинга и поддержки.

3. Составить реестр кружков, внеклассных, внешкольных мероприятий по природоведению, окружающему миру, экологической азбуке по начальным классам.
4. Составить реестр кружков, факультативов, элективных курсов по старшим классам.
5. Составить реестр объединений экологического движения: «Зеленые береты», «Голубые патрули»», «Юные друзья природы» и. т. д.
6. Обсудить на педагогическом совете или в методических объединениях вопрос о закреплении природоохранных территорий или природных парков за школой и обратиться в местные органы власти о заключении соглашения по данному вопросу.
7. Усовершенствовать использование учительских скверов путем создания на их базе учебных кабинетов на природе, смотровых площадок достижений школьников, рабочих трибун для повышения ораторского мастерства, встреч с выпускниками, знаменитостями, родителями.
8. Составить график размещения информации по эконовостям. Назначить ответственного за периодическое размещение информации на доступном для школьника месте.
9.Разработать механизм ознакомления с академическими трудами школьников и учителей (рефератами, проектам) учащихся и родителей.
10. Практиковать проведение: публичного творческого отчета участников улусных, республиканских всероссийских мероприятий; совместных мероприятий с другими образовательными учреждениями.
11.Изучить возможности школы по созданию тематических лабораторий.

 

Ожидаемые результаты

Реализация Проекта «Школьные площадки экологической среды» призвана способствовать:

- систематизации социально-педагогических основ деятельности образовательных учреждений в современных условиях;
- интеграции общего и дополнительного образования, координации деятельности детских общественных организаций и объединений социально-педагогической направленности;
- расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
- повышению роли дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений;
- выбору траектории собственного развития образовательного учреждения на основе самоосмысления и переосмысления стереотипов сложившегося опыта, оценки ресурсных и потенциальных возможностей педагогического коллектива;
- расширению перечня образовательных услуг, в результате использования социально-педагогического потенциала деятельности других учреждений;
- распространению инновационного опыта работы образовательных учреждений, раскрывающего особенности учебно-воспитательных процессов будущего;
- выявлению недостатков и достоинств в деятельности образовательного учреждения и определению путей его возможного улучшения;
- профилактике безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних, формированию здорового образа жизни.

Координация и контроль

Координация и контроль реализации Проекта возложены на государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Саха(Якутия) «Республиканский центр экологии, туризма и агротехнологического образования» (далее – Центр), в который входят представители заинтересованных ведомств, общественных организаций, академических учреждений, научно-исследовательских институтов, входящих в состав координационного Совета, создаваемого при Центре.

Центр:
- осуществляет организационное, информационное и инструктивно-методическое обеспечение реализации Проекта;
- организует мониторинг за ходом мероприятий, проводимых в рамках Проекта, с целью выявления их соответствия желаемому результату, первоначальным предположениям;
- организует планомерное диагностическое отслеживание оказания образовательных услуг, с целью соответствующей коррекции;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации Проекта, вносит предложения;

-координирует взаимодействие заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций по реализации Проекта.

Комментарии

Добавить